Нормативные документы  

   
   
   
DSC_1251.gif
   
Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

    

 

ПОЛОЖЕНИЕ о вступительных испытаниях творческой и профессиональной направленности для лиц, поступающих на факультет искусств федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» в 2017 году

Утверждено на заседании приемной комиссии ЧГУ от 27 сентября 2016 года (протокол № 12)

Творческие экзамены по специальности (исполнение программы и коллоквиум) и теории музыки (сольфеджио и гармония) проводятся для осуществления конкурсного отбора поступающих на очную, очно-заочную и заочную формы обучения по направлениям подготовки: 53.03.01 «Музыкальное искусство эстрады», 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство.

Специальность включает: исполнение программы – одно полифоническое произведение (ХТК 1, 2 т. – И.С. Баха; 24 прелюдии и фуги Д. Шостаковича); одно произведение крупной формы; развернутую пьесу и один виртуозный этюд; коллоквиум – выявляет общекультурный уровень абитуриента, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание литературы по своей специальности, музыкальной терминологии, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений. Абитуриент должен обладать общими представлениями об общественно-политической обстановке как внутри страны, так и в мире на данный момент.

Теория музыки: сольфеджио – диктант двухголосный с хроматизмами, в форме периода с достаточно развитыми голосами и отклонениями в тональности диатонического родства, время написания – 25 минут; определение на слух интервалов и аккордов (трезвучия всех видов и их обращения;V 7, VII 7 мал. и ум. II 7 с обращениями); пение с листа: одноголосные мелодии в мажоре и миноре с альтерацией отдельных ступеней и модуляций в родственные тональности в простых и сложных размерах с применением синкоп, триолей и дуолей; двухголосных примеров гармонического и полифонического склада, включающих мелодическую фигурацию (задержание, предъём, проходящие и вспомогательные звуки и т.д.) и хроматизмы (один голос играть, другой петь) / Сб. А. Островский, С. Соловьев, В. Шокин/; гармония – сыграть на фортепиано в четырехголосном изложении модуляцию в тональность диатонического родства. Поступающему необходимо знать полный курс гармонии в объеме программы для музыкальных училищ / Сб. И.Способин/.

Концертные струнные инструменты (скрипка, альт, виолончель, контрабас). Скрипка – поступающий должен исполнить: И.С. Баха – две части из сонат или партит для скрипки соло (одна – медленная, другая – подвижная); произведение крупной формы значительной сложности (исключая авторов эпохи барокко): концерты: Ф. Мендельсона, К. Сен-Санса, А. Вьетана, Н. Паганини, П. Чайковского, А. Глазунова, С.Прокофьева, А. Хачуряна и др. (в многочастных циклах исполняется 1 или 2 и 3 части), либо равное по значению произведение, например: Э. Лало «Испанская симфония»; произведение малой формы виртуозного характера; один этюд значительной сложности (Ф. Крейцера, П. Роде, П. Гавинье, Я. Донта ор. 35, Г. Венявского, Н. Паганини, К. Мостраса и др.). Кроме того, поступающий должен знать все виды гамм и арпеджио и уметь играть их в умеренном движении (трёхоктавные гаммы, гаммы с терциями, секстами, октавами и децимами); исполнение гамм по выбору комиссии; альт – И.С. Баха – две части из сюиты для виолончели соло или две части из партит или сонат для скрипки соло в переложении для альта. Вместо указанных сочинений могут быть исполнены две части одной из трёх сюит М. Регера; произведения крупной формы (1 или 2 и 3 части), например: концерты Ф. Хофмейстера, Я. Вангала, К. Стамица, Г. Генделя, П. Хиндемита, Б. Бартока; произведения малой формы; этюд, например: Кампаньоли, И. Палашко (соч. 36 и соч. 37), Ф. Хофмейстера, М. Териана; трехоктавную гамму + 8 видов арпеджио, двойные ноты: терции, сексты, октавы; виолончель – два этюда (один – на технику правой руки, второй – на технику левой); две части из сюит для виолончели соло И.С. Баха; одно произведение малой формы; 1 или 2 – 3 части концерта или сонату (П. Локателли, Д. Валентини, Ф. Шуберта, Л. Боккерини, Ф. Франкера, К. Тессарини). Кроме того поступающий должен уметь играть все виды гамм, арпеджио (гаммы четырехоктавные, двойными нотами – в терцию, сексту, октаву, трезвучия и их обращения, доминант септаккорд с обращениями, уменьшенный септаккорд); контрабас – двух и трёхоктавные гаммы (в том числе и хроматические), арпеджио с обращениями; два этюда разного характера; 1 или 2 и 3 части концерта, либо сонаты, например, концерты Э. Шторха, Ф. Семендля, В. Штейна, сонаты Б. Марчелло, А. Ариости, А. Корелли и т.п.); одно произведение малой формы.

Коллоквиум – выявляет общекультурный уровень знаний абитуриентов, их эрудицию в области музыкального и других видов искусств, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыкального исполнительства, знание литературы по своей специальности, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений, знание биографических данных и особенностей творчества их авторов. Абитуриент должен обладать общими представлениями об общественно-политической обстановке как внутри страны, так и в мире на данный момент.

Теория музыки (солфеджио) включает написание двухголосного диктанта в форме периода с достаточно развитыми голосами, содержащая альтерацию, хроматизмы и отклонения в тональности диатонического родства; пение с листа одноголосного примера, включающая мелодическую фигурацию, хроматизмы, отклонения и модуляции, разнообразные ритмические фигуры в простых и сложных размерах; определение на слух: интервалов (диатонические и хроматические), аккордов (трезвучия и их обращения, септаккордов V 7, II 7, VII 7 малый и уменьшенный с обращениями и разрешением) от звука и в тональности / Сб. А. Островский, С. Соловьев, В. Шоктн/.

Гармония – сыграть в 4-х голосном изложении модуляцию, тональность диатонического родства по тональному плану, указанному в билете. Формы изложения – период. Абитуриенту необходимо знать полный курс гармонии в объеме программы музыкального училища / Сб. Гармония И. Способин/. Концертные духовые и ударные инструменты (флейта, кларнет, гобой, фагот, саксафон, труба, валторна, тромбон, туба, ударные инструменты). Поступающий на специальность «Концертные духовые и ударные инструменты» должен показать на экзамене исполнение всех видов гамм (исполнение гамм по выбору комиссии): играть тоническое трезвучие и его обращение доминант септаккорд уменьшенные септаккорды, хорошее владение амбушюром и пальцевую беглость, прочитать с листа партию оркестрового или камерного произведения средней трудности, исполнить экзаменационную программу, состоящую из следующих произведений, например, флейта – а) один этюд по нотам из 5 подготовленных, например, Платонов – этюды, Ягудин – этюды, Келлер – этюды (2 и 3 тетради); б) соната или 1 часть концерта и пьеса с аккомпанементом фортепиано, например, Моцарт – концерты 1, 2, концерты Гайдна, Кванца, Гендель – соната № 5, Бах – соната № 4 до-мажор, Раков – 3 пьесы, Цыбин – концертные аллегро № 1, 2, 3); гобой – а) один этюд (по нотам из 5 подготовленных); б) две пьесы или две части из концерта или сонаты, например, Гендель – 1 часть сонаты, 1 и 2 части из концертов Генделя и Гайдна, 2 и 3 части из концертов Моцарта, Бетховена – Гедике – Анданте из сонаты Ор. 28, Рахманинова – Вокализ, Савельева – концерт, Чимароза – концерт 1 и 2 части); кларнет – а) один этюд (по нотам из 5 подготовленных); б) концерт или фантазия, например, Римский-Корсаков – концерт, Компанеец – «Башкирский напев и пляска», Вебер – «Концертино», «Вариации», концерт № 1, Комаровский – концерт, Медынь – романс); в) одна пьеса кантиленного характера, например, Чайковский – «Романс», «Песня без слов», Бах – «Адажио», Бетховен – «Адажио»; фагот – а) один этюд (по нотам из 5 подготовленных); б) две части концертов Моцарта или Вебера, Вивальди или Кожелуха и т.п., либо тему с вариациями Б. Дварионаса, концерт Луппова или две пьесы: одну медленного, другую подвижного характера, например: Глиэр – Экспромт и юмореска, Гайдн – Анданте, Купревич – Скерцино, Чайковский – «Ноктюрн» и «Полька» и т.п. (см. сборник переложений, составл. И. Костланом, Я. Шубертом, Р. Терехным, Ф. Захаровым, Д.Ереминым и др.); валторна – а) один этюд (по нотам из 5 подготовленных), например, Копраш, Глинг, Стари, Галлэ и др.), б) произведения крупной формы, например, две части (I – II или II – IV) из концертов Моцарта № 1, 2, 3, 4, Штраус – концерт I – II, Моцарт – концертное рондо или два произведения малой формы (одно медленного кантиленного характера, другое – подвижное), Гедике – концерт, Глиэр – концерт, Чайковский – «Осенняя песня», «Ноктюрн», Сальников – «Ноктюрн», «Юмореска», Глазунов – «Мечты», Глиэр – «Ноктюрн», «Интермеццо»; труба – а) один этюд (по нотам из 5 подготовленных), например, Баласанян – Избранные этюды, Шелоков – Этюды, Ж. Арбан – Этюды, Бранд – Оркестровые этюды; б) два небольших произведения различного характера или одно произведение крупной формы, например, Бах – Гедике – «Сарабанда», Гедике – концертный этюд, Рахманинов – «Весенние воды», Арутюнян – Концерт, Скерцо, Гайдн – Концерт (I – II части), Раков – Рондо, Тарантелла, Щелков – Концерты № 1 и 2, Этюды № 1 и 2; тромбон и труба – а) один этюд (по нотам из 5 подготовленных); б) два произведения малой формы различного характера или одно сочинение крупной формы, например, пьеса из 1, 2 или 3 тетради переложений Гедике, Блажевич – вторая часть концерта № 2, Давид – «Концертно», Рахманинов – «Прелюдия», Марчелло – «Соната» 1, 2 части, Сен-Санс – «Каватина», Римский-Корсаков – Концерт, Гендель – Лирическая плясовая (туба) и др.; ударные инструменты – малый барабан – тремоло ppp < > ppp и другие динамические комбинации, «двойки» в различных нюансах с ускорением темпа, переходом к дроби и возвращением к первоначальному движению; один этюд – прочитать с листа ритмические этюды с употреблением синкоп, пауз и других сложных ритмических фигур, уметь использовать различные нюанс; литавры – одиночные удары в различных ритмических фигурах с переходом на другую литавру с ускорением и замедлением; тремоло ppp < > ppp и другие нюансы; ритмический этюд – прочитать с листа простые ритмические комбинации и небольшие отрывки в умеренном темпе. Кроме того, поступающий должен уметь настраивать литавры и перестраивать их в пределах простейших интервалов. Ксилофон или маримбафон – гаммы мажорные и минорные, арпеджио различными приемами, в том числе «тремоло» – один этюд наизусть – одна – две части сонаты или концерта, две пьесы виртуозного характера, прочитать с листа ритмические комбинации средней трудности, колокольчики, гамма и трезвучия мажорные и минорные, одна пьеса – прочитать с листа ритмические комбинации средней трудности.

Коллоквиум – выявляет общекультурный уровень знаний абитуриентов, их эрудицию в области музыкального и других  видов искусств, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыкального исполнительства, знание литературы по своей специальности, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений, знание биографических данных и особенностей творчества их авторов. Абитуриент должен обладать общими представлениями об общественно-политической обстановке как внутри страны, так и в мире на данный момент.

Теория музыки (сольфеджио) – написание одноголосного диктанта в форме периода (8 – 12 тактов), содержащая альтерацию, хроматизмы, отклонения в тональности диатонического родства, синкопы, триоли, пунктирные ритмические фигуры; определение на слух интервалов и аккордов (трезвучия всех видов и их обращения; V 7, VII 7 мал. и ум., II 7 с обращениями).

Гармония – сыграть на фортепиано в четырехголосном изложении модуляцию в тональность диатонического родства. Абитуриенту необходимо знать полный курс гармонии в объеме программы музыкального училища / Сб. Гармония И. Способин/.

Концертные народные инструменты (балалайка, домра, гусли, баян, аккордеон, гитара).

Специальность (исполнение программы) – полифоническое произведение (для инструментов «Баян», «Аккордеон»), одна – две части сонаты или концерта; или две – три части сюиты; одна пьеса в оригинале для данного инструмента; в программе обязательно должны быть представлены: одно произведение зарубежной или русской классики; одно произведение кантиленного характера; одно виртуозное произведение; баян, аккордеон – поступающий должен исполнить: полифоническое произведение; циклическое произведение: соната, сюита, концерт, вариационный цикл; пьесу кантиленного характера; виртуозное произведение, программа должна содержать как оригинальные произведения, так и переложения; домра – поступающий должен исполнить: циклическое произведение: концерт, соната, сюита (не менее трех частей); произведение западноевропейской или русской классики, написанное до середины XX века; обработку народной песни; балалайка – поступающий должен исполнить: циклическое произведение: концерт, соната, сюита (не менее трех частей); произведение западноевропейской или русской классики, написанное до середины XX века; обработку народной песни; гитара – поступающий должен исполнить: полифоническое произведение; циклическое произведение: соната, вариационный цикл, сюита (не менее трех частей), кроме концертов с аккомпанементом; произведение западноевропейской или русской классики, написанное до середины XX века.

Коллоквиум – выявляет общекультурный уровень абитуриента, его музыкальную эрудицию, осведомленность в области смежных видов искусств. Поступающий должен показать знание вопросов методики обучения игре на инструменте, вопросов истории исполнительства, инструментоведения, рассказать о творчестве и особенностях стиля композиторов, произведения которых исполняются им на вступительных экзаменах, изложить основные сведения об этих произведениях. Абитуриент должен обладать общими представлениями об общественно-политической обстановке как внутри страны, так и в мире на данный момент.

Теории музыки (сольфеджио) – написание двухголосного диктанта с хроматизмами и отклонениями в форме периода, время написания – 25 минут; определение на слух интервалов и аккордов (трезвучия всех видов и их обращения; V 7, VII 7 мал. и ум. II 7 с обращениями).

Гармония – сыграть на фортепиано в четырехголосном изложении модуляцию в тональности диатонического родства. Абитуриенту необходимо знать полный курс гармонии в объеме программы музыкального училища.

Зачисление проводится по сумме баллов четырех конкурсных экзаменов: литература (ЕГЭ или собеседование), русский язык (ЕГЭ или собеседование), творческие экзамены: специальность (исполнение программы и коллоквиум) и теория музыки (сольфеджио и элементарная теория музыки).

Творческие экзамены по специальности (исполнение программы и коллоквиум) и теории музыки (сольфеджио и элементарная теория музыки) проводятся для осуществления конкурсного отбора поступающих на очную, очно-заочную, заочную формы обучения по направлению подготовки 53.03.03 «Вокальное искусство».

Искусство оперного пения – поступающий на факультет искусств должен обладать следующими необходимыми для формирования певца-профессионала данными: а) отличным голосом, профессионально-здоровым и вполне сформированным голосовым аппаратом; б) достаточной музыкальностью и наличием исполнительской одаренности; в) отсутствием стойких речевых дефектов, мешающих вокальной работе; г) здоровым организмом, устойчивой нервной системой, хорошей внешностью и отсутствием физических недостатков, мешающих профессиональной работе.

Специальность (исполнение программы) – поступающий представляет список подготовленных произведений и исполняет их по выбору экзаменационной комиссии. Репертуарный список предполагает: не менее двух арий (одна из них русского композитора); два-три романса, имеющих достаточный диапазон (желательно на русском языке); народную песню (обязательно).

Коллоквиум (собеседование) – выявляет общекультурный уровень абитуриента, его эстетические взгляды: знание литературы по специальности, музыкальной терминологии и музыкальной литературы в объёме программы музыкального училища, обязательно чтения наизусть прозы или отрывка стихотворения наизусть. Абитуриент должен обладать общими представлениями об общественно-политической обстановке как внутри страны, так и в мире на данный момент.

Теория музыки (сольфеджио) – поступающий должен: написать одноголосный диктант диатонического склада с элементами хроматики в пределах 8 тактов, размеры – 2/4, 3/4, 4/4, тональность до 2-х знаков в ключе; спеть с листа пример диатонического склада в тональности до 3-х знаков в ключе; определить на слух интервалы гармонические и мелодические, небольшие интервальные последования (до 4-х интервалов), аккорды, включая трезвучия различных видов с обращениями, а также септаккорды 2,5 и 7 ступеней. Указанные элементы могут быть сыграны либо от звука, либо в тональности с предварительной настройкой / Сб. Е. Давыдова, С. Запорожец. М. Музыка, 2000/.

Элементарная теория музыки – поступающий должен: выполнить письменную работу по элементарной теории музыки, включающую следующие задания: построить от заданного тона любой из предложенных звукорядов (мажор натуральный и гармонический, минор трёх видов, особые диатонические лады, хроматическая гамма); построить и разрешить от звука и в тональности любые из предложенных интервалов и аккордов (все интервалы, включая, тритоны и характерные, а также септаккорды 2, 5 и 7 ступеней); записать в нотах несложную аккордовую последовательность по заданной цифровке, например, Т 35 – S 46 – Д 56 – II 34 – К 46 – Д 7 – Т 35; сделать группировку в предложенном примере с заданным размером /Сб. Эл. теория И.В. Способин/.

Вокальное искусство в оперетте – поступающий на факультет искусств должен обладать следующими необходимыми для формирования певца-профессионала данными: а) отличным голосом, профессионально-здоровым и вполне сформированным голосовым аппаратом; б) достаточной музыкальностью и наличием исполнительской одаренности; в) отсутствием стойких речевых дефектов, мешающих вокальной работе; г) здоровым организмом, устойчивой нервной системой, хорошей внешностью и отсутствием физических недостатков, мешающих профессиональной работе.

Специальность (исполнение программы) – поступающий представляет список подготовленных произведений и исполняет их по выбору экзаменационной комиссии. Репертуарный список предполагает: не менее двух арий (одна из них русского композитора); два-три романса, имеющих достаточный диапазон (желательно на русском языке); народную песню (обязательно).

Коллоквиум (собеседование) – выявляет общекультурный уровень абитуриента, его эстетические взгляды: знание литературы по специальности, музыкальной терминологии и музыкальной литературы в объёме программы музыкального училища, обязательно чтения наизусть прозы или отрывка стихотворения наизусть. Абитуриент должен обладать общими представлениями об общественно-политической обстановке как внутри страны, так и в мире на данный момент.

Теория музыки (сольфеджио) – написание одноголосного диктанта диатонического склада с элементами хроматики в пределах 8 тактов, размеры – 2/4, 3/4, 4/4, тональность – до 2-х знаков в ключе; спеть с листа пример диатонического склада в тональности до 3-х знаков в ключе; определить на слух интервалы гармонические и мелодические, небольшие интервальные последования (до 4-х интервалов), аккорды, включая трезвучия различных видов с обращениями, а также септаккорды 2,5 и 7 ступеней. Указанные элементы могут быть сыграны либо от звука, либо в тональности с предварительной настройкой / Сб.Е.Давыдова, С.Запорожец. М.: Музыка, 2000/.

Элементарная теория музыки – поступающий должен: выполнить письменную работу по элементарной теории музыки, включающую следующие задания: построить от заданного тона любой из предложенных звукорядов (мажор натуральный и гармонический, минор трёх видов, особые диатонические лады, хроматическая гамма); построить и разрешить от звука и в тональности любые из предложенных интервалов и аккордов (все интервалы, включая, тритоны и характерные, а также септаккорды 2, 5 и 7 ступеней); записать в нотах несложную аккордовую последовательность по заданной цифровке, например, Т 35 – S 46 – Д 56 – II 34 – К 46 – Д 7 – Т 35; сделать группировку в предложенном примере с заданным размером / Сб. Эл. теория. И.В. Способин/.

Зачисление проводится по сумме баллов четырех конкурсных экзаменов: литература (ЕГЭ), русский язык (ЕГЭ), творческие экзамены: специальность (исполнение программы и коллоквиум) и теория музыки (сольфеджио и элементарная теория музыки).

Творческие экзамены по специальности (исполнение программы и коллоквиум) и теории музыки (сольфеджио и элементарная теория музыки) проводятся для осуществления конкурсного отбора поступающих на очную, очно-заочную, заочную формы обучения по направлению подготовки 53.03.04 «Искусство народного пения».

Искусство народного пения – поступающий на факультет искусств должен обладать следующими необходимыми для формирования певца-профессионала данными: а) отличным голосом, профессионально-здоровым и вполне сформированным голосовым аппаратом; б) достаточной музыкальностью и наличием исполнительской одаренности; в) отсутствием стойких речевых дефектов, мешающих вокальной работе; г) здоровым организмом, устойчивой нервной системой, хорошей внешностью и отсутствием физических недостатков, мешающих профессиональной работе.

Специальность (исполнение программы) – поступающий должен спеть народные песни с сопровождением и народную песню (a capella – без сопровождения).

Коллоквиум (собеседование) – выявляет общекультурный уровень абитуриента, его эстетические взгляды: знание литературы по специальности, музыкальной терминологии и музыкальной литературы в объёме программы музыкального училища, обязательно чтения наизусть прозы или отрывка стихотворения наизусть. Абитуриент должен обладать общими представлениями об общественно-политической обстановке как внутри страны, так и в мире на данный момент.

Теория музыки (сольфеджио) – поступающий должен: написать одноголосный диктант диатонического склада с элементами хроматики в пределах 8 тактов, размеры – 2/4, 3/4, 4/4, тональность до 2-х знаков в ключе; спеть с листа пример диатонического склада в тональности до 3-х знаков в ключе; определить на слух интервалы гармонические и мелодические, небольшие интервальные последования (до 4-х интервалов), аккорды, включая трезвучия различных видов с обращениями, а также септаккорды 2,5 и 7 ступеней. Указанные элементы могут быть сыграны либо от звука, либо в тональности с предварительной настройкой. /Сб.Е.Давыдова, С.Запорожец. М. Музыка, 2000/.

Элементарная теория музыки – поступающий должен: выполнить письменную работу по элементарной теории музыки, включающую следующие задания: построить от заданного тона любой из предложенных звукорядов (мажор натуральный и гармонический, минор трёх видов, особые диатонические лады, хроматическая гамма); построить и разрешить от звука и в тональности любые из предложенных интервалов и аккордов (все интервалы, включая, тритоны и характерные, а также септаккорды 2, 5 и 7 ступеней); записать в нотах несложную аккордовую последовательность по заданной цифровке, например, Т 35 – S 46 – Д 56 – II 34 – К 46 – Д 7 – Т 35; сделать группировку в предложенном примере с заданным размером /Сб. Эл. теория И.В. Способин/.

Зачисление проводится по сумме баллов четырех конкурсных экзаменов: литература (ЕГЭ), русский язык (ЕГЭ), творческие экзамены: специальность (исполнение программы и коллоквиум) и теория музыки (сольфеджио и элементарная теория музыки).

Творческие экзамены по специальности (дирижирование и коллоквиум), теории музыки (сольфеджио и гармония) и фортепиано проводятся для осуществления конкурсного отбора поступающих на очную, очно-заочную и заочную формы обучения по направлению подготовки 53.03.05 «Дирижирование».

Дирижирование – поступающий должен: продирижировать произведение без сопровождения а-сарреllа с учетом специфики звучания; продирижировать симфоническое произведение или фрагмент оперной сцены, части кантаты или оратории); в сочинении без сопровождения пропеть наизусть с тактированием рукой любой из голосов оперной или симфонической партитуры по горизонтали с текстом и последовательность аккордов по вертикали (сольфеджио). В полифоническом изложении спеть «дирижёрскую» линию; проанализировать музыкально-теоретические особенности, текстовое и музыкальное содержание представленных сочинений: знать все обозначения темпов сочинений, агогику, метроритмические указания, уметь аннотировать сочинения программы; уметь определить на слух, сыграть на фортепиано или спеть предложенную последовательность аккордов, соответствующую степени трудности вступительному экзамену по музыкально-теоретическим дисциплинам.

Коллоквиум – выявляет уровень общекультурной подготовки абитуриента, осведомленность в области смежных видов искусств, знание литературы по вопросам теории, истории музыки, педагогики. Проверка навыков чтения с листа хоровых партитур: знание специальной хоровой литературы по хороведению; умение произвести анализ произведений, приготовленных к экзамену; знание музыкальной терминологии.

Теория музыки (сольфеджио) – письменный экзамен (диктант) трёхголосный гармонического склада с мелодически развитыми голосами, в простых и сложных размерах, в форме периода, с использованием отклонений и модуляций в тональности диатонического (первой степени) родства; устный экзамен (слуховой анализ: отдельные аккорды (все виды трезвучий и септаккорды) в тесном и широком расположении, их структура, вид обращения (нонаккорды) – в основном виде), а также гармоническая функция по заданной настройке; гармоническая последовательность (10 – 12 аккордов) в форме периода с использованием отклонений и модуляций в тональности диатонического родства; пение отдельных аккордов из этой последовательности, пение гармонических оборотов или одного из голосов; чтение с листа: одноголосная мелодия, включающая отклонения и модуляции в тональности диатонического родства / Сб. А. Островский, С. Соловьев, В. Шокин/.

Гармония – игра модуляции в тональности диатонического родства в форме периода из двух предложений, поступающий должен знать полный курс гармонии в объёме программы для музыкальных училищ / Сб. И.В. Способин/.

Фортепиано – исполнение программы: 1) одно полифоническое произведение, например, несложная трехголосная прелюдия и фуга из «Хорошо темперированного клавира» Баха или прелюдия и фуга Шостаковича, например, До мажор, Ре мажор, прелюдии фуги Щедрина: До мажор, Ля минор; 2) одно произведение крупной формы, например, Мясковский – Легкие сонаты, Моцарт – несложные сонаты, Бетховен – Соната Ми мажор оп. 14, до минор оп. 10; 3) произведение малой формы (пьеса) русского, либо зарубежного композитора.

Зачисление проводится по сумме баллов пяти конкурсных экзаменов: литература (ЕГЭ или собеседование), русский язык (ЕГЭ или собеседование), творческие экзамены: специальность (дирижирование и коллоквиум), теория музыки (сольфеджио и гармония) и фортепиано.

Творческие экзамены по специальности (исполнение программы и коллоквиум), теории музыки (сольфеджио и гармония) проводятся для осуществления конкурсного отбора поступающих на очную, очно-заочную и заочную формы обучения по направлению подготовки 53.03.06 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство»

Специальность (исполнение программы и коллоквиум). Поступающий должен исполнить одно полифоническое произведение (ХТК 1, 2 т. – И.С. Баха; 24 прелюдии и фуги Д. Шостаковича); одно произведение крупной формы; развернутую пьесу и один виртуозный этюд; коллоквиум – выявляет общекультурный уровень абитуриента, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание литературы по своей специальности, музыкальной терминологии, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.

Теория музыки (сольфеджио) – диктант (одноголосный или двухголосный) в форме периода с хроматизмами и отклонениями в тональности диатонического родства; определение на слух модуляции в тональности диатонического родства; тонального плана музыкального фрагмента; пение с листа одноголосной мелодии из художественной литературы, содержащей хроматизмы, отклонения и модуляции, мелодическую фигурацию, ритмические фигуры (синкопы, дуоли, триоли) в простом и сложном размерах.

Гармония – поступающему необходимо знать курс гармонии в объеме программы для музыкальных училищ / Сб. И.Способин/.

Зачисление проводится по сумме баллов пяти конкурсных экзаменов: литература (ЕГЭ или собеседование), русский язык (ЕГЭ или собеседование), творческие экзамены: специальность (исполнение программы и коллоквиум), теория музыки (сольфеджио и гармония).

Творческие экзамены по специальности (представление собственных сочинений и коллоквиум), теории музыки (сольфеджио и гармония) и фортепиано проводятся для осуществления конкурсного отбора поступающих на очную форму обучения по специальности 53.05.06 «Композиция». Поступающий должен представить собственные сочинения. Коллоквиум выявляет общекультурный уровень абитуриента, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального и других видов искусства, знание теории музыки (гармонии, музыкальной формы), основ музыкальной педагогики, музыкальной терминологии.

Теория музыки (сольфеджио) – письменный экзамен (диктант) одноголосный или двухголосный в форме периода с хроматизмами и отклонениями в тональности диатонического родства; определение на слух модуляции в тональности диатонического родства, тонального плана музыкального фрагмента, пение с листа одноголосной мелодии из художественной литературы, содержащей хроматизмы, отклонения и модуляции, мелодические фигурации, ритмические фигуры (синкопы, дуоли, триоли) в простом и сложном размерах.

Гармония – игра модуляции в тональности диатонического родства в форме периода из двух предложений, поступающий должен знать полный курс гармонии в объёме программы для музыкальных училищ / Сб. И.В. Способин/.

Фортепиано – исполнение программы: 1) одно полифоническое произведение, например, инвенции Баха; 2) одно произведение крупной формы, например, Мясковский – Легкие сонаты, Моцарт – несложные сонаты, Бетховен – Соната Ми мажор оп. 14, до минор оп. 10; 3) произведение малой формы (пьеса) русского, либо зарубежного композитора.

Зачисление проводится по сумме баллов пяти конкурсных экзаменов: литература (ЕГЭ или собеседование), русский язык (ЕГЭ или собеседование), творческие экзамены: специальность (представление собственных сочинений и коллоквиум), теория музыки (сольфеджио и гармония) и фортепиано.

   
© www.chuvsu.ru